С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ, Закон), за исключением положений, для которых ст. 98 Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу. Главная задача Закона № 248-ФЗ – смещение акцента с проведения контролирующим органами проверочных мероприятий на профилактику нарушений. Расширяются виды профилактических мероприятий, систематизируются виды контрольных (надзорных) мероприятий, а также определяется исчерпывающий перечень контрольных (надзорных) действий, которые осуществляется при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Законом наложен запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Установлены требования о согласовании с органами прокуратуры большинства внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (выездная проверка, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выборочный контроль, мониторинговая закупка, контрольная закупка). Общий предельный срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия по сравнению с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сокращен до 10 рабочих дней. Предусмотрено приостановление срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний в случае, если срок их осуществления превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Установлены ограничения по сроку непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля. Законодательством также предоставлена возможность применения инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случаях, установленных положением о виде контроля. Законом № 248-ФЗ расширен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, влекущих признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными. Статьей 43 Закона прописан порядок досудебного рассмотрения жалобы. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений: 1) оставляет жалобу без удовлетворения; 2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение; 3) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия. Статьей 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов госконтроля (надзора) за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, — Надзор в области защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время является одним из ключевых участков работы органов прокуратуры. В целях комплексного реагирования по фактам нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности в органах прокуратуры организовано рассмотрение жалоб предпринимателей на действия органов государственной власти.